ПРАВОВОЙ ЛИКБЕЗ: совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд
В конце 2014 года принят новый пакет поправок в закон (от 05.04.2013 № 44-ФЗ) о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В числе важных изменений следующие:
— с 31.03.2015 предусмотрено формирование закрытого реестра банковских гарантий. В такой реестр будут включаться банковские гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения заявок и контрактов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну;
— изменены требования к составу заявок на участие в конкурсе и аукционе в случае поставки товара. Так, в отношении товара предоставляется информация о наименовании страны происхождения, а требование об указание производителя исключено;
— ст. 66 Закона № 44-ФЗ дополнена ч. 6.1, которая предусматривает обязанность комиссии отклонить заявку участника на любом этапе процедуры закупки в случае предоставления недостоверной информации по обеим частям заявки;
— состав заявки на участие в запросе котировок расширен документами, подтверждающими соответствие товаров, работ, услуг требованиям ст. 14 Закона № 44-ФЗ (применение национального режима при осуществлении закупок);
— в п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ дополнительно включены коммунальные услуги, услуги по охране и вывозу твердых бытовых отходов в отношении помещений, переданных заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление. Такой контракт может заключаться в любой форме и не требует включения сведений о нем в реестр контрактов;
— и ряд других поправок.
Как пояснил и.о. председателя комитета государственного заказа Тамбовской области Артем Свешников, в конце января Правительство РФ утвердило план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р). Реализация заложенных в План мероприятий в части госзакупок, а также принятые в конце года изменения, подразумевает принятие большого количества подзаконных нормативных правовых актов и поправок в действующее законодательство.
Принят ряд Постановлений Правительства РФ направленных на «поддержку стабильности функционирования системы государственных закупок» при помощи «обеспечения в 2015 году исполнения контрактов, снижения финансовой нагрузки на участников закупок, а также снижения нагрузки на банковскую систему посредством:
— установления случаев и порядка предоставления государственными заказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней);
— установления порядка изменения срока исполнения государственного контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, работ, услуг, предусмотренных государственными контрактами, срок исполнения которых истекает в 2015 году;
— определения порядка и условий реструктуризации задолженности коммерческих банков, возникшей в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов;
определения дополнительных случаев, при которых государственный заказчик вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения государственного контракта».
Как отметил и.о. регионального комитета госзаказа Артем Валерьевич, «.одно из главных направлений плана — поддержка небольших предприятий, для этого тоже предусмотрели ряд стабилизационных мер. Так, расширение круга хозяйствующих субъектов, относимых к категории малого и среднего предпринимательства позволит не только сохранить быстрорастущим предприятиям возможность участвовать в государственных и муниципальных программах поддержки, но и остаться в числе участников государственных закупок на привилегированных условиях В настоящее время разработан проект постановления Правительства во исполнение этого пункта. Он предусматривает увеличение в два раза предельных значений выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства. В частности, для микропредприятий — с 60 миллионов до 120 миллионов рублей; для малых предприятий — с 400 миллионов до 800 миллионов рублей; для средних предприятий — с 1 миллиардов до 2 миллиардов рублей».
Также Правительством РФ приняты:
— постановление от 05.03.2015 № 196, и теперь новая норма Закона может быть реализована и заказчики смогут предоставлять поставщикам отсрочку уплаты неустойки или списывать ее сумму;
— постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 199, предоставляющее право высшим органам исполнительной власти субъекта и местным администрациям, на своем уровне принять нормативный правовой акт и установить свои предельные значения размера аванса и размера оплаты каждой поставки (этапа исполнения контракта) или сохранить установленные в постановлении, но для соответствующего уровня власти такой документ должен быть принят;
— постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 198, в котором в качестве одной из антикризисных мер устанавливаются дополнительные случаи, когда по соглашению сторон могут изменяться сроки исполнения контракта, цена и количество товаров, работ, услуг по контрактам, срок исполнения которых завершается в 2015 году, и порядок внесения таких изменений в контракты.
В недавнем заявлении на заседании Госсовета президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что нынешняя экономическая ситуация требует от властей РФ дополнительных энергичных усилий по развитию малого и среднего бизнеса, риски и преграды перевешивают стимулы к развитию малого бизнеса.
Таким образом, вектор направления работы задан. Вышеописанные изменения — только часть важной информации, затронутой реформой госзаказа. Подробно ознакомиться со всеми аспектами данной темы, а также получить консультацию эксперта у тамбовчан появиться возможность 29 апреля в ходе однодневного информационного семинара, организованного региональным партнером разработчика системы ГАРАНТ — компанией «Плюс Гарантия» (регистрация на семинар по тел: 633–000, 8-910-850-48-42). Для тамбовской аудитории выступит Татьяна Трефилова — проректор по научной и инновационной деятельности ГОУ «Института развития дополнительного профессионального образования», профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, член-корреспондент РАЕН. С учетом всех изменений законодательства и довольно богатой судебной практики в рамках темы, программа выступления лектора весьма насыщена тезисами для обсуждения. Традиционно, эксперт ответит на индивидуальные вопросы участников семинара.
|