▲ Наверх

Краткие новости

Моршанск ВКонтакте
 

И ПАМЯТЬ О НЕМ ИЗ РОДА В РОД (В.И. Ильин) Печать E-mail
06.11.2006 г.

В духовных книгах приходилось читать, что иногда при оскудении Веры/извращении ее всякой ересью, в назидание людям Господом посылаются в мир особые носители Благодати Святого Духа. Люди их почитают Святыми,т.е. подвигом своей жизни доказавшими торжество истинной Веры.

Картина моршанского художника С.Воинова "И послан Богом нам Василий".
Картина моршанского художника С.Воинова "И послан Богом нам Василий".  

В духовных книгах приходилось читать, что иногда при оскудении Веры/извращении ее всякой ересью, в назидание людям Господом посылаются в мир особые носители Благодати Святого Духа. Люди их почитают Святыми,т.е. подвигом своей жизни доказавшими торжество истинной Веры. Наверное, все хоть немного верующие моршанцы знают эту святую Mогилку в центре старого городского, или как его называли наши предки, Феодоровского купеческого кладбища. Каждый день сюда приходят люди: молятся, кладут цветы, возжигают свечи, берут целебную землицу против болезней. Все они надеются на помощь похороненного здесь, верят в его заступничество. Надпись на прямоугольном камне серого гранита сообщает нам, что здесь покоится прах юродивого моршанского мещанина Василия Ивановича Ильина, скончавшегося в 1854 году. К сожалению, время донесло до нас не так много о его жизни. Но то, что вот уже почти 150 лет люди не забывают места сего, идут и идут сюда со всеми своими житейскими скорбями и получают утешение, говорит о том, насколько праведный был Василий. Да и многие жившие после подвижники и прозорливцы завещали чтить и помнить смиренного юродивого, молить его о помощи.

Надпись на камне

Родился Василий в семье городского мещанина-ремесленника Ивана Ильина в конце XVIII века. Рос обычным мальчиком и от других отличался разве что большим прилежанием в молитве. Но тогда это было вполне обычно: Русь все еще продолжала быть Святой. Не случалось такого праздника, чтобы Вася Ильин с семьей или один не побывал в каком-нибудь городском храме.

Шли годы. И уж неизвестно, как получилось, но Василий остался один. Горячо оплакивая близких, принял он первый подвиг - добровольной нищеты бессеребреничества и нестяжательства, раздав за поминание деньги нищим и на благие дела, а от имущества отца отказался в пользу дальних родственников. Так как в прошлом его семья жила неплохо и нужды как таковой он не знал, то, пораздумав, решил пойти в слуги. Взял его в свой дом моршанский купец Афанасий Юсов. Немало лет служил там Василий. Быстро, с полным покорством и христианским смирением исполнял он все приказания. Свободное время проводил в молитве. Приучился смирять молодецкий дух. Нелегко пережить такое, но он терпел, готовя себя к будущей жизни. Да и представьте такой факт: не будучи уже богатым, он, получив жалованье, обычно шел раздавать его нищим и нуждающимся.
Юсовы его не обижали и ни в чем не ущемляли. Постепенно он для них сделался как бы членом семьи. Неспроста Вася пошел к ним: видел, что в будущем прославится навечно сей род при постройке Троицкого собора (кто знает, не по его ли благословению сие произошло? Да и формировалось мировоззрение Юсовых из бесед с подвижником). Знал, что смело станут эти купцы в один ряд с другими знаменитыми моршанскими меценатами: Смесовыми, Платицыными, Никольскими...
Но служение, хоть и таким славным людям, все-таки тяготило его. Душа рвалась к народу, на улицу, в толпу, славить повсюду Христа.
Решил принять на себя он новый подвиг - странничество в поисках правды Божией. Скудеть стала в те годы вера в Бога у сильных мира сего. Немало моршанских купцов тайно и явно поддерживали скопческую секту, различные изуверские течения раскольников. О своем решении Василий объявил Афанасию Гавриловичу. Тот, говорят, опечалился и пытался отговорить духовно мудрого и честного слугу, ставшего родным человеком, уповая, что Бога можно славить везде, да не смог. В один прекрасный день он навсегда ступил за порог гостеприимного купеческого дома.
Оказавшись на улице, Василий сразу же раздал все деньги, полученные от Юсовых, и весь свой немудреный скарб. В длинной домотканой серой косоворотке с посохом в руке и заношенной скуфейке на голове пошел он по городам и весям Руси, неся в дорожной торбочке самое ценное -Евангелие. За четыре года отсутствия он обошел 12 губерний, где поклонялся святыням и встречался со старцами. Из ближних мест был в Черниеве, Мамонтове, Сарове. По преданию, здесь он встретился со Всероссийским Батюшкой о. Серафимом Саровским. Прозорливый старец сразу выделил странника и благословил его на новый наитруднейший подвиг - юродства Христа ради. Людская молва говорит, что Василий принял также тайное монашество. Люди за духовную грамотность именовали его отец Василий, хотя какое имя получил подвижник при постриге, от нас сокрыто.
Юродство - один из высших и труднейших духовных подвигов христианства, сокрытие за внешним безумием высоких идеалов. Очень тягостный сей крест и далеко не каждому под силу. Ведь юродивых не только почитали, но и нередко осмеивали, даже били (за то, что говорили всем все как есть, невзирая на чины и заслуги, судя о человеке по его душе, а не по содержимому кошелька). Считается, что первый юродивый был Иоанн Креститель. Наш земляк был крепок духом и выбору своему не изменил до конца дней. Принял он иго Господне и бремя его.
Как сказано в Евангелии от Матофея: «Яко кроток есмь и смирен сердцем: и обретете покой душам вашим: Иго... мое благо и бремя мое легко есть».
Наиболее благочестивых юродивых именуют блаженными, т.е. людьми, достигшими высшего состояния души, находящимися телом на земле, а душой на небе.
Среди блаженных очень многие пользуются общенародной любовью верующих. Чего стоят только Василий Московский (в честь него называют храм Покрова на Красной площади) и Ксения Петербуржская!
Неся свое бремя, подвижник вернулся в Моршанск.
Постепенно у Василия сложился характерный облик: длинные, запутанные борода и волосы, сильно поношенный подпоясанный веревкой подрясник (чей-то подарок), в руках длинный суковатый посох. Голову он никогда не покрывал, пальто не носил, а на ногах даже в лютые морозы зачастую ничего не было. На шее висело два креста: один небольшой -крестильный и другой, на огромной массивной цепи, с распятием - грехи горожан. Лицо же подвижника было добрым и всегда просветленным, как на большой праздник.
Не сразу его признали. Поначалу даже гнали, смеялись, дразнили. Но ведь в том он и заключается, сей подвиг, чтобы пройти все перипетии.
Чаще всего его можно было встретить сидящим или прохаживающимся у Покровской церкви на Базарной площади, его любимого храма.

Часовня и Покровская (Вознесенская) церковь.
Часовня и Покровская (Вознесенская) церковь. Сломаны в 1929 году.

Реже ходил Блаженный к Никольской церкви, старому Софийскому собору.
Постепенно, в ходе изнурительного поста и молитвы, стала приходить к нему святость. Появился дар прозорливца. Он видел многое наперед. Когда закладывали Троицкий собор, кричал он купцам: «Быстрее стройте, а то не успеете! Придет через несколько десятилетий время, когда многие храмы падут, погрязнут в скверне запустенья, а этот останется. Не сможет его победить Антихрист, хоть и поругает очень...»
Не все его понимали, трудно тогда было в это поверить.
Желая убыстрить работы, ночами Василий мобилизовывал народ носить на стройке кирпичи и материал. Видимо из-за этого и нежелания некоторых купцов, увлекавшихся ересью, содействовать строительству, он во время одной из служб побил посохом все стекла в Покровской (Вознесенской) церкви, крича, что некоторые собравшиеся здесь купцы предпочитают творить беззакония, а не жить по-Божьему.
Не терял он связи с Юсовыми. Видел, как самозабвенно стараются они, украшая новый собор. Очень опечалила его тяжелая болезнь купца Афанасия. Не достиг еще к тому времени Василий совершенства в целительстве. Не уверовал еще, что смог бы исцелить его.
12 октября 1840 года скончался (от болезни горла) глава семьи, перед смертью сказав родственникам: «Слугу моего, когда умрет, похороните там же, где и меня. К нему люди ходить будут - и меня помянут».

Могила купца Юсова.
Могила купца Юсова.

После этого повел Василий самый жестокий, аскетический образ жизни. Бог за благочестие дал ему дар целительства. Смиренный юродивый стал врачевать недуги телесные и душевные, изгонять из мирян бесов — Апостольским древним методом - наложением рук и молитвой. Бывало, появится на базаре, и лоточники к нему гурьбой: «Вася, отведай бубликов! Вася, откушай калачиков! Вася, испей сбитеня».
Денег никто никогда с него не брал, да и не было их. Знали торговцы, что если у кого чего возьмет он, то будут тому человеку удача в деле и молитва Василия. Не от всякого принимал он мелочь и булочки, никогда не брал у «худых», нечестивых людей. Особо назойливых мог и посохом «благословить».
Толпами шли к Васе люди за исцелением, и он редко кому отказывал. Деньги, еду, вещи, если и брал, то впоследствии обязательно отдавал нищим. Поняли горожане: родила Земля Русская нового подвижника, огненный столп от земли до неба.
Временами Блаженный, как называли люди Василия, продолжал странствовать. Однажды его пустила на ночлег одна бедная благочестивая многодетная семья в селе Александровке. Люди легли спать, а он остался молиться перед иконами. Неожиданно ночью все проснулись от сильного света, думая, что начался пожар, прибежали соседи с ведрами тушить, смотрят, старец стоит на коленях, а вокруг свет неземной.
В селе Мутасьево Василий зашел однажды в пекарню и увидел, что хлеб печется без молитвы: «Как же так можно, бесы сидят и в квашню хвосты опустили». Провел рукой по краю котла, помолился, перекрестил: «Теперь печь можно, разбежались». (Хлеб - тело Христово. Сие есть тело мое - говорится в Евангелии. Посему продукт этот особо ненавидим дьяволом, который всегда стремится его осквернить - авт.).
В Карелях Василий предсказал за много десятилетий строительство двух новых каменных храмов, сказав, что красота выйдет из ничего. И правда, когда в 1901 году деревянная церковь сгорела, крестьяне были в растерянности: на что построить новую? А построили две, и каких благолепных. Ничего поначалу не ладилось, но нашлись прозорливые Божий старицы Анна Михайловна и Татьяна (Мамуня). Их молитвами и советом «обернуться к земле» все и образовалось. Сдали неиспользуемую селом бросовую землю, так называемое «болото» - в аренду, а на вырученные деньги возвели церкви. Анна Михайловна была благословлена перед смертью самим Василием окорм л я гь одиннадцать его духовных дочерей, среди которых была Татьяна. Прах благочестивых матушек покоится за алтарем Крестовоздвиженского храма в Карелях...
Предвидел Василий и революцию, гонения на Веру и поругания храмов, беды народные. Пожары и эпидемии в Моршанске. Люди не понимали, зачем однажды он, три раза подряд молясь, с иконой обошел город. Поняли потом, после его кончины, когда свирепствовала холера, а город крестным ходом обнесли Вышинской Чудотворной иконой - Заступницей - и болезнь прошла стороной. Предсказал крестный ход подвижник.
Любимым храмом прозорливца была Вознесенская (Покровская) церковь. До самого ее разрушения в 1931 году здесь как святыня сохранялись отпечатанные в полу стопы подвижника. На этом месте он стоял на службах, и говорят, такая здесь от пола исходила сила, что по кончине там более никто стоять не мог - не выдерживал...
В последние годы жизни его часто можно было встретить у кладбищенской Феодоровской церкви, куда он почти ежедневно ходил на могилы Афанасия Юсова и его сына Спиридона. Здесь же нередко и врачевал, поклонялся чудотворному Феодоровскому образу. На ночлег устраивался где попало и лишь изредка проводил ночь под крышей.
Иногда целыми ночами молился на их могиле, бывшей тогда почти у паперти храма, осуществляя еще один древний высокий христианский подвиг - столпничества (моление на коленях на камне). .. Как и все блаженные, ушедшие в жизнь созерцательную, Василий часто говорил иносказательно, притчами и полузагадками. На языке, понятном обитателям небесным, и не всегда и не всем земным, позабывшим в мирской суете заповеди Господни. Также иносказательно он предсказал свою кончину. Однажды придя в людскую богадельню Юсова, он стал сообщать всем, что завтра в Моршанске будет ярмарка. Люди не верили и смеялись, так как никогда в это время ярмарки не было, тем более — откуда она получится завтра? Когда он и куда ушел никто не видел. А утром, открыв двор юсовского магазина, обнаружили его уже усопшим, лежащим на рогожке. Как он проник в закрытый на замок двор, никто не знал. Некоторые старожилы рассказывали и другую, несколько отличающуюся историю о кончине.
Накануне смерти Василий встретил купца Андрея Юсова, младшего сына своего бывшего хозяина и друга Афанасия Гавриловича, и также сказал, что завтра в Моршанске будет ярмарка. Андрей возразил: «Какая ярмарка, отец Василий, весна на дворе, до Успеньева дня далеко». Блаженный продолжал настаивать на своем, с чем и ушел. На следующий день купец вышел утром из дома и издали увидел огромную, растущую на глазах толпу у своей лавки (располагавшейся на месте кинотеатра «Октябрь»). Приказчики уже открыли магазин, а там на рогожке на полу лежит, крестообразно скрестив руки, Василий. Как он попал в закрытое на крепкие запоры помещение, никто не мог сказать. А народу собралось превеликое множество.
Скончался Блаженный Василий 30 апреля (по новому стилю 13 мая) 1854 года в день св. Никиты Новгородского. Очень опечалило это христиан Моршанска. Похоронили его в ограде фамильного склепа Юсовых, а памятник установили в складчину. Не из-за бедности купцов - просто многие хотели внести в это дело свою лепту.
На надгробном камне выбили слова, которые в будущем, несомненно, станут пророческими:

Восстань, любезный    
ты наш друг,
Восстань и утеши печали  
наших душ.
Восстану я тогда,  
когда настанет день —
День страшного суда.

Часовня.

Блаженный Василий завещал не оставлять его после смерти, по-прежнему идти со всеми бедами и болезнями. Так ведется и поныне.

И память о нем из рода в род.

P.S. 27 сентября 1999 года состоялось освящение часовни на могиле Василия Блаженного, поставленной по инициативе главы администрации Моршанска Ю.Н.Шатилова. Обряд провел благочинный отец Александр Чернышов.

 

По материалам газеты «Согласие» г. Моршанск
Авторы И. ОЗАРНОВ, Н. ФЕДОСЕЕВА.

 
 
« Пред.

Рейтинг@Mail.ru

© 2024 Моршанск