▲ Наверх

Краткие новости

Информация на сайте публикуется из открытых источников, ссылки на которые приводятся в конце статьи.
 

Главная arrow Справочники arrow Правовая информация arrow Подсудность дел о защите прав потребителей
Подсудность дел о защите прав потребителей Печать E-mail
31.08.2010 г.

Не редко возникают ситуации, когда продавцы или исполнители тех или иных услуг, рассчитывая на правовую безграмотность потребителя, отказываются от выполнения его законных требований в добровольном порядке. Поэтому порой бывает достаточно лишь грамотно изложить свои требования, чтобы добиться их выполнения нерадивыми продавцами, не доводя дело до суда.

Однако если продавец или исполнитель все-таки отказывает в выполнении законных требований потребителя, то смело нужно обращаться с иском в суд. При этом необходимо учесть, что законодательством строго установлен порядок и форма предъявления исковых заявлений в суд. Поэтому, прежде чем написать иск необходимо определиться с подсудностью, то есть с тем, какой суд будет его рассматривать.
Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее — ГПК РФ) предусматривает общее правило о предъявлении иска в суд по месту жительства ответчика. Если ответчиком является юридическое лицо, иск предъявляется по месту его государственной регистрации, которое считается местом его нахождения. Местом нахождения индивидуального предпринимателя также является место его государственной регистрации. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Из этого правило законодательство предусматривает несколько исключений. Для дел, в которых участвует потребитель, законом установлена так называемая альтернативная подсудность, когда потребитель вправе по своему выбору обратиться в суд по собственному месту жительства или пребывания, по месту нахождения ответчика (продавца, изготовителя, организации, выполняющей их функции, исполнителя) или по месту заключения или исполнения договора. Предоставляемое право выбора, закрепленное в п. 7 ст. 29 ГПК РФ, действует в интересах потребителя, позволяя рассматривать предъявленный иск в суде по собственному месту жительства. Особенно это актуально, если ответчик зарегистрирован или проживает в другом селе, городе или даже области. Исключение из этого правила составляют лишь иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, которые должны предъявляться по месту нахождения управления транспортной организации.
Прежде чем обратиться в суд, необходимо убедиться в соответствии требований действующему законодательству и подготовить документы, подтверждающие обоснованность иска. К заявлению могут быть приложены договор, квитанции об оплате, товарные и кассовые чеки, гарантийный талон, акты экспертизы, медицинские справки, в том числе экземпляр претензии с отказом выполнить требования (если таковой имеется).
Помимо этого согласно п. 3 ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300–I «О защите прав потребителей» и п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей.
Многие организации, выступающие в роли продавцов, изготовителей или исполнителей, заключая договоры с потребителями, включают в текст этих договоров соглашение о подсудности по месту нахождения организации. Особенно часто такие соглашения встречаются в договорах, одной из сторон которых является кредитная организация. Однако суды вполне обоснованно признают такие соглашения недействительными, так как в силу статьи 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300–I «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами признаются недействительными.
Как уже было отмечено выше, прежде чем обратиться в суд, можно применить собственные меры защиты в досудебном порядке. При этом написать жалобу или претензию можно даже не обращаясь за консультацией к юристу. За время действия закона о защите прав потребителя обширная судебная практика показала продавцам, изготовителям и исполнителям, что в тех случаях, когда потребитель выдвигает свои законные требования, выгоднее мирно разрешить возникший конфликт, чем решать его в суде.

Материал подготовлен в рамках выполнения государственного контракта на оказание услуг в рамках социального заказа области по правовому просвещению населения и правозащитной деятельности

Юрисконсульт АНО «Юридический Центр «Гарант» Бибаров А.П.

 
« Пред.   След. »

Рейтинг@Mail.ru

© 2018 Моршанск