▲ Наверх

Краткие новости

Моршанск ВКонтакте
 

Госзакупки Печать E-mail
16.10.2011 г.

В современных средствах массовой информации все чаще можно услышать о таком понятии как «госзакупки». И это связано не только с обсуждением грядущих изменений в сфере обеспечения государственного заказа, но и все растущим интересом со стороны бизнеса к непосредственным договорам и контрактам с государством. И хотя отношение к данному явлению в среде предпринимателей неоднозначное: кто-то старается не ввязываться в это дело, для кого то, наоборот, госзакупки — основа бизнеса, все же следует признать, важность подобного рода договоров для развития предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса.

Действующий Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ № 94) не содержит конкретного понятия «государственные закупки». Вместе с тем по своему содержанию государственные закупки — это есть ничто иное, как заключение договоров на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Нужды у государства при этом могут быть самые разные: от строительства до поставки товаров, и т. п.
На фоне последних констатируемых проблем с госзакупками, все же приходиться говорить, что в целом, ФЗ № 94 не позволяет многим закупщиками быть пластичнее и гибче в работе госзакупок, а в некоторых случаях на фоне избыточной жёсткости закона они вынуждены искать разного рода приёмы, чтобы увернуться от его излишних требований. Действующий закон регулирует лишь размещение заказа, но не регламентирует все его сопутствующие отношения. По факту получается, что к госзаказу допускаются лишь специальные компании, фирмы и организации, а у простого бизнеса просто нет возможности для реализации своих услуг и предложений. Так получилось, что и эксперты, и законодатели, и те кто непосредственно сталкивается с госзакупками сходятся к одному мнению, что с помощью поправок в ФЗ № 94 ситуацию не изменить.
В начале сентября текущего года Министерство экономического развития РФ вынесло на общественное обсуждение проект закона «О федеральной контрактной системе» (далее — законопроект о ФКС), который должен придти на смену регулирующему ныне систему госзаказа ФЗ № 94.
Идея перехода к Федеральной контрактной системе (далее — ФКС) направлена, прежде всего, на создание цельной системы норм и правил, обеспечивающих единый технологический цикл организации закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, который в свою очередь должен позитивно повлиять на доступ к торгам малого и среднего бизнеса.
Предлагаемый законопроект уделяет большое внимание для обеспечения максимальной доступности к участию в госзакупках представителей малого и среднего бизнеса. Так в статье 29 законопроекта о ФКС специально предусмотрено, что заказчики, обязаны осуществлять закупки товаров, работ и услуг у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять процентов от общего годового объёма закупок. Закупки предлагается проводить путём проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, в которых участвуют данные предприниматели. Но при этом законопроект ужесточает требования к участникам процедур закупок, дополнив прежние требования, такие как наличие необходимых правомочий на заключение контракта, непроведение ликвидации участника процедуры закупки и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника банкротом или об открытии конкурсного производства, а также неприостановление деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки и отсутствие задолженности по налогам и сборам за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника процедур, новыми требованиями. Это, прежде всего отсутствие в предусмотренном законопроектом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике процедуры закупки, отсутствие у физического лица (директора, главного бухгалтера) — участника процедуры закупки судимости за преступления, связанные с их профессиональной деятельностью или предоставлением заведомо ложных или недостоверных сведений и обладание участниками госзакупок правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. Подтвердить соответствие этим требованиям предприниматель должен самостоятельно, представив соответствующие данные о себе. Так, например, для подтвердить непроведение процедур банкротства и неприостановление деятельности организации или предпринимателя может справка из арбитражного суда.
Преимуществом новой системы является также пронизывающее методическое обеспечение закупок на всех ее циклах. Он регламентирует виды типовых контрактов, методики определения конкурентных цен, порядки начальных цен групп товаров, станут возможными изменения и расторжения контракта в одностороннем порядке как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика.
Законопроект о ФКС предусматривает большее число способов закупок, чем ныне действующий ФЗ № 94, установив возможность использования открытого конкурса или конкурса с ограниченным участием; двухэтапного конкурса или электронного аукциона; запроса котировок иди запроса предложений, а также закрытые способы осуществления закупок товаров, работ и услуг и из единственного источника. И все же основным способом закупок должен стать открытый конкурс, позволяющий комплексно оценить все предложения его участников. В законопроекте также имеется и механизм защиты интересов государства, например, в случаях, если предложение ниже заявленной цены на 25 процентов, то участник должен обосновать это. Заказчик при этом может отказать, если не получит нужной информации или обоснование его не удовлетворит. А такой вид торгов, как электронный аукцион, при падении цены ниже 25 процентов вообще останавливается. Нововведение в госзакупках — конкурс с ограниченным участием, применяется в случае запроса на оказание специфических товаров, работ или услуг, двухэтапный конкурс, проводится в случае, если необходимо уточнить характеристики объекта закупок, для чего нужны обсуждения с участниками — переговоры. Предусмотрен и такой новый вид закупки, как запрос предложений, применяемый в случаях, когда необходимо проведение срочной закупки или когда проведённые ранее процедуры закупок были признаны несостоявшимися.
Сам конкурс представляет торги, победителем которых признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Извещение о проведении конкурса публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте учреждения не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Для участия в нем необходимо подать заявку в срок и по формам, которые установлены конкурсной документацией, которая, как правило, размещена на сайте заказчика. Заявка на участие в конкурсе подаётся в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа с указанием наименования конкурса (лота), на участие в котором подаётся данная заявка. Заявка на участие в конкурсе должна содержать сведения о самом участнике конкурса и о предмете закупок. До момента вскрытия конвертов любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления такого запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее, чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Каждый участник может подать только одну заявку, которая может быть отозвана или изменена заявителем, но только до дня вскрытия конвертов. В случае если на момент вскрытия конвертов подана только одна заявка или заявки вовсе не поступили, конкурс признается несостоявшимся.
Законопроект о ФКС предусматривает создание и функционирование Единой информационной системы федеральной контрактной системы (далее — ЕИС ФКС) как источника обмена информацией, местом размещения заказов на поставку товаров, работ и услуг, а также исполнения государственных контрактов. Предполагается, что ЕИС ФКС будет основываться на имеющихся информационных ресурсах системы госзаказа, прежде всего Общероссийском официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, а также на новых информационных базах и сервисах, обеспечивающих функционирование ФКС.
Открытый доступ к процедурам госзакупок, стремление к обеспечению их большей прозрачности делает новый закон привлекательным и ожидаемым не только для государства, но и представителей бизнеса. В то же время широкое общественное обсуждение данного законопроекта позволяет сделать его наиболее эффективным и справедливым.
Тамбовское отделение Ассоциации юристов России, тесно взаимодействуя с Ассоциацией молодых предпринимателей России, также приняла участие в обсуждении законопроекта и в начале октября этого года, также представила ряд предложений и замечаний по функционированию ФКС. Затронуты были проблемы определения круга участников закупок, возможности обжалования отдельных процедур ФКС, было рекомендовано разработать механизм общественного контроля над соблюдением чистоты процедур ФКС.
В заключение необходимо особо отметить, что федеральная контрактная система может сделать всю систему государственных закупок более гибкой и более прозрачной. Эта система предоставляет ее участникам более широкое поле для действий и инициатив, что позволяет им находить решения, в которых можно обойтись без коррупции, без нарушения закона.

 член Тамбовского регионального отделения
Общероссийской общественной организации
«Ассоциация юристов России»
Антон Бибаров-Государев

 
« Пред.   След. »

Рейтинг@Mail.ru

© 2024 Моршанск