С 14 февраля 2012 г. в выставочном зале Моршанского историко-художественного музея будет открыта выставка «Спасённые шедевры» из фондовой коллекции деревянной скульптуры 17 — нач. 19 в.в. Моршанская деревянная скульптура относится к периоду 18-начала 19 в.в. Исключение из этого ряда составляют самые древние памятники деревянной пластики рубежа 16–17 в.в. Сейчас невозможно определить с точностью имён резчиков-исполнителей и названия сёл, откуда были привезены памятники деревянной пластики.
Лишь музейные легенды повествуют о том, как П. П. Иванов — основатель и первый директор музея, краевед, художник, страстный археолог в тяжелейших условиях старался сохранить уникальную коллекцию, насчитывающую около 100 памятников. В начале 20-х годов здесь появилась деревянная скульптура из церквей и часовен северных районов Тамбовской губернии. Иконостасные композиции Саваоф, «Распятия с предстоящими», резные царские врата, апостолы, ангелы, серафимы, объёмные образы «Христа в темнице». Скульптурный образ «Христа в темнице» 18 — нач. 19 в.в. составляет около трети моршанской коллекции. Образ страдающего Христа как символ мировой скорби со следами страстей и выражением человеческих страданий не мог не вызвать отклика сочувствия в душе простого народа. Статуи «Христа в темнице» из коллекции музея представлены несколькими типами постановок, различающимся положением рук. Каждая из скульптур разработана с вариантами разнообразия. Например, Спаситель изображается с цепями на ногах и без них, с венцами рельефными и накладными, с меняющимися формами и конструкциями постаментов. Чувство умиления вызывают малозаметные детали: накладной венец из ивовых прутьев, берестяной браслет со следами раскраски, крепление набедренного плата в виде розочки или его роспись цветами розы. Каждый предмет, включённый в структуру скульптуры, имеет одно и то же значение, которое выработано церковным и народным искусством на протяжении многих веков. К скульптуре, заслуживающей особого внимания, можно отнести резные образы «Христа в темнице» из сел Раево, Кутли, Волково. Общие стилистические признаки работ предполагают авторство одного резчика. Деревянный образ Николы Можайского (2-я половина-конец 17 века) был изготовлен московскими мастерами и был вкладной иконой в одном из Тамбовских монастырей. С традициями древнерусской резьбы связаны Царские врата иконостаса. Иконостасная скульптура 18 — нач. 19 в.в. моршанской коллекции испытала на себе влияние балканской и европейской пластики. В музее хранятся Царские врата, изготовленные мастером одного из богатейших дореволюционных сёл Моршанского уезда Канищево. Тем же мастером в стиле барокко выполнен «Саваоф» из каменной церкви Тихвинской иконы Богоматери. Моршанское собрание деревянной пластики является ярким отзвуком Руси деревянной. Открытие научной и художественной ценности коллекции русской деревянной скульптуры принадлежит Н. Н. Померанцеву, изучавшего это уникальное собрание.
powered by CACKLE |