Миллионы россиян ежедневно перемещаются по стране, используя общественный транспорт. На практике незнание нюансов правил перевозки чревато нарушением прав пассажиров, которое вполне можно было бы избежать, если бы быть знакомым с правовыми основами их перевозки. Именно этой проблеме и посвящена эта статья.
11 марта 2009 г. в «Российской газете» были опубликованы ныне действующие Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (далее — Правила). Эти Правила установили порядок организации перевозок пассажиров и багажа, в том числе требования к перевозчикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, а также условия таких перевозок, одновременно отменив десятки устаревших норм, правил и уставов.
Так Правилами предусмотрено, что любые регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание размещается во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, в которых предусмотрена обязательная остановка транспорта. Согласно п. 9 Правил все изменения, внесенные в расписание, должны доводиться до сведения населения не позднее чем за 10 дней до начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа согласно измененному расписанию. Остановка транспортных средств для посадки или высадки пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка либо высадка пассажиров осуществляется по их требованию.
Правилами предусмотрено также, что остановка транспортных средств для посадки и высадки пассажиров по их требованию осуществляется, если:
— пассажир, находящийся в транспортном средстве, заранее уведомит кондуктора или водителя о необходимости остановки транспортного средства в соответствующем остановочном пункте;
— в остановочном пункте имеются лица, ожидающие прибытия транспортного средства.
Водитель или кондуктор обязаны заранее предупреждать пассажиров, находящихся в транспортном средстве, об остановочных пунктах, в которых посадка и высадка пассажиров осуществляется по их требованию.
Правилами регламентированы и требования к устройству остановочных пунктов для посадки и высадки пассажиров. Так остановки, из которых осуществляется отправление более чем ста пассажиров в сутки, должны обустраиваться защитными средствами от ветра, дождя, снега и т. п.
Оборудование автовокзалов также должно соответствовать требованиям к оборудованию автовокзалов, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 ноября 2010 г. № 234.
Примечательно, что согласно п. 21 Правил пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в автовокзале, но при наличии у него билета, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала.
Общеизвестно, что проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок всегда осуществляется по билетам. Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов — водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство. Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства (п. 51 Правил). Однако в продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения.
В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его технической неисправностью, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, предоставленном перевозчиком.
Редко можно увидеть пассажира, путешествующего без багажа или иной ручной клади. Нормы провоза ручной клади и багажа, в том числе бесплатного, устанавливаются перевозчиком с учетом требований, предусмотренных статьей 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В данной статье указано, что пассажир имеет право перевозить за плату багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров. Также пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь, но в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, а также одну пару лыж в чехле, детские санки и детскую коляску. Погрузка и выгрузка багажа, перевозимого в багажных отделениях транспортных средств, осуществляется пассажиром.
Не допускаются к перевозке багажом и провозу в составе ручной клади зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи, загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров. Но допускается провоз в составе ручной клади животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если размеры указанных клеток не превышает сто двадцать сантиметров.
Не все пассажиры одинаково стремятся соблюдать закон, и поэтому перевозчикам регулярно приходится сталкиваться с безбилетными гражданами. Согласно п. 83 Правил безбилетным является лицо:
а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета;
б) предъявившее билет без отметки о гашении, если гашение билета является обязательным;
в) предъявившее поддельный билет;
г) предъявившее билет, срок действия которого истек или в котором указана фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном этим лицом документе, удостоверяющем личность;
д) предъявившее ранее использованный билет;
е) предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.
Лицо, являющееся безбилетным, оплачивает проезд от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком. Если указанное лицо заявляет о желании покинуть транспортное средство, оплате подлежит проезд до пункта, в котором такое лицо покинет транспортное средство. Если невозможно определить пункт посадки, стоимость проезда исчисляется от начального пункта отправления транспортного средства. В случае перевозки детей, следующих вместе с пассажиром, контролеры вправе потребовать от такого пассажира предъявления документов, подтверждающих возраст ребенка, например, свидетельство о рождении или паспорт родителей с записью о рождении ребенка (п. 86 Правил).
Знание элементарных основ использования общественного транспорта защитит права пассажиров и перевозчика и в тоже время может сгладить большинство конфликтных ситуаций на транспорте, свидетелями которых наверно неоднократно был каждый из нас.
Член Тамбовского регионального отделения
Общероссийской общественной организации
«Ассоциация юристов России»
Антон Бибаров-Государев
|