▲ Наверх

Краткие новости

Если вы являетесь автором статей, или хотите им стать - пишите нам, мы готовы разместить ваши статьи на нашем сайте.
 

Перевозка пассажиров Печать E-mail
21.02.2013 г.

Миллионы россиян ежедневно перемещаются по стране, используя общественный транспорт. На практике незнание нюансов правил перевозки чревато нарушением прав пассажиров, которое вполне можно было бы избежать, если бы быть знакомым с правовыми основами их перевозки. Именно этой проблеме и посвящена эта статья.
11 марта 2009 г. в «Российской газете» были опубликованы ныне действующие Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (далее — Правила). Эти Правила установили порядок организации перевозок пассажиров и багажа, в том числе требования к перевозчикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, а также условия таких перевозок, одновременно отменив десятки устаревших норм, правил и уставов.

Так Правилами предусмотрено, что любые регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание размещается во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, в которых предусмотрена обязательная остановка транспорта. Согласно п. 9 Правил все изменения, внесенные в расписание, должны доводиться до сведения населения не позднее чем за 10 дней до начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа согласно измененному расписанию. Остановка транспортных средств для посадки или высадки пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка либо высадка пассажиров осуществляется по их требованию.
Правилами предусмотрено также, что остановка транспортных средств для посадки и высадки пассажиров по их требованию осуществляется, если:
— пассажир, находящийся в транспортном средстве, заранее уведомит кондуктора или водителя о необходимости остановки транспортного средства в соответствующем остановочном пункте;
— в остановочном пункте имеются лица, ожидающие прибытия транспортного средства.
Водитель или кондуктор обязаны заранее предупреждать пассажиров, находящихся в транспортном средстве, об остановочных пунктах, в которых посадка и высадка пассажиров осуществляется по их требованию.
Правилами регламентированы и требования к устройству остановочных пунктов для посадки и высадки пассажиров. Так остановки, из которых осуществляется отправление более чем ста пассажиров в сутки, должны обустраиваться защитными средствами от ветра, дождя, снега и т. п.
Оборудование автовокзалов также должно соответствовать требованиям к оборудованию автовокзалов, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 ноября 2010 г. № 234.
Примечательно, что согласно п. 21 Правил пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в автовокзале, но при наличии у него билета, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала.
Общеизвестно, что проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок всегда осуществляется по билетам. Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов — водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство. Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства (п. 51 Правил). Однако в продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения.
В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его технической неисправностью, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, предоставленном перевозчиком.
Редко можно увидеть пассажира, путешествующего без багажа или иной ручной клади. Нормы провоза ручной клади и багажа, в том числе бесплатного, устанавливаются перевозчиком с учетом требований, предусмотренных статьей 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В данной статье указано, что пассажир имеет право перевозить за плату багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров. Также пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь, но в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, а также одну пару лыж в чехле, детские санки и детскую коляску. Погрузка и выгрузка багажа, перевозимого в багажных отделениях транспортных средств, осуществляется пассажиром.
Не допускаются к перевозке багажом и провозу в составе ручной клади зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи, загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров. Но допускается провоз в составе ручной клади животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если размеры указанных клеток не превышает сто двадцать сантиметров.
Не все пассажиры одинаково стремятся соблюдать закон, и поэтому перевозчикам регулярно приходится сталкиваться с безбилетными гражданами. Согласно п. 83 Правил безбилетным является лицо:
а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета;
б) предъявившее билет без отметки о гашении, если гашение билета является обязательным;
в) предъявившее поддельный билет;
г) предъявившее билет, срок действия которого истек или в котором указана фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном этим лицом документе, удостоверяющем личность;
д) предъявившее ранее использованный билет;
е) предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.
Лицо, являющееся безбилетным, оплачивает проезд от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком. Если указанное лицо заявляет о желании покинуть транспортное средство, оплате подлежит проезд до пункта, в котором такое лицо покинет транспортное средство. Если невозможно определить пункт посадки, стоимость проезда исчисляется от начального пункта отправления транспортного средства. В случае перевозки детей, следующих вместе с пассажиром, контролеры вправе потребовать от такого пассажира предъявления документов, подтверждающих возраст ребенка, например, свидетельство о рождении или паспорт родителей с записью о рождении ребенка (п. 86 Правил).
Знание элементарных основ использования общественного транспорта защитит права пассажиров и перевозчика и в тоже время может сгладить большинство конфликтных ситуаций на транспорте, свидетелями которых наверно неоднократно был каждый из нас.

Член Тамбовского регионального отделения
Общероссийской общественной организации
«Ассоциация юристов России»
Антон
Бибаров-Государев

 
« Пред.   След. »

Рейтинг@Mail.ru

© 2024 Моршанск