| 
			 Право собственности на земельный участок физического лица или организации, равно как на недвижимое и иное имущество, которое на нем располагается, может быть ограничено и прекращено в интересах государства или муниципальной власти. 
Общий порядок изъятия земли для государственных или муниципальных нужд предусматривается нормами Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ). 
Возможность изъятия земельных участков может быть реализована только в исключительных случаях, предусмотренных законом, и сопровождается обязательной компенсацией ее текущему владельцу. С другой стороны, чтобы исключить возможность злоупотребления земельными правами с целью получения выгоды от планируемого изъятия земли для государственных или муниципальных нужд за счет предоставляемой компенсации, государством применяется юридический механизм предварительного резервирования земельных участков. Это позволяет избежать лишних расходов, связанных с выкупом земли, а также заранее информировать заинтересованных лиц о своих планах в отношении данной земли. 
В главе VII ЗК РФ содержатся основания прекращения и ограничения прав на землю. Ст. 49 ЗК РФ гласит, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях. Далее перечислены случаи, в которых возможно изъятие: 
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации; 
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: 
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; 
объекты использования атомной энергии; 
объекты обороны и безопасности; 
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; 
объекты, обеспечивающие космическую деятельность; 
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; 
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; 
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения; 
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации. 
Таким образом, исходя из смысла пп. 3 п. 1 ст. 49 ЗК РФ, регулирование оснований, по которым может производиться изъятие земельных участков, осуществляется и федеральными законами и местным законодательством. 
Порядок и условия изъятия регулируются ст. 55 ЗК РФ. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. 
Согласно ст. 57 ЗК РФ, возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные: 
1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 
2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц; 
3) временным занятием земельных участков; 
4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков; 
5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка. 
Убытки возмещаются не только собственникам, но и землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков. При расчетах размеров возмещения убытки определяются с учетом стоимости имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. 
Резервирование земель осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, а также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. 
Земли могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет. 
Подготовлено при поддержке 
Тамбовского регионального отделения 
Общероссийской общественной организации 
«Ассоциация юристов России» 
Юрисконсульт АНО «Юридический Центр «Гарант» 
Селезнева Дарья 
Подготовлено в рамках реализации социально значимого проекта 
«Развитие бесплатной юридической помощи и правового просвещения 
для граждан и некоммерческих организаций в Тамбовской области» 
			 |