▲ Наверх

Краткие новости

Информация на сайте публикуется из открытых источников, ссылки на которые приводятся в конце статьи.
 

Главная arrow Справочники arrow Правовая информация arrow Право потребителей на информацию
Право потребителей на информацию Печать E-mail
26.12.2013 г.

Права потребителей представляют собой достаточно широкий массив прав. Они предусмотрены Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300–I (далее — Закон) и одним из таких прав является право потребителей на информацию.
Право потребителей на информацию включает в себя право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). Это информация должна быть доведена до сведения потребителей в наглядной и доступной форме способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей. Такая информация предоставляется обязательно на русском языке. А по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) в том числе и на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов России (ст. 8 Закона).

Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) включает в себя сведения о фирменном наименовании организации, месте ее нахождения и режиме ее работы, а для изготовителя (исполнителя, продавца) — индивидуального предпринимателя — это информация о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность изготовителя (исполнителя, продавца) подлежит лицензированию или исполнитель имеет государственную аккредитацию, то также сюда относится информация о виде деятельности, номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия этих документов и информация об органе их выдавшем. Такая информация должна быть размещена продавцом на вывеске.
Указанная информация доводится до сведения потребителей и в том случае, если торговля или обслуживание потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца, т. е. во временных помещениях, например на ярмарках, с лотков и т. д. (ст. 9 Закона).
Но для того чтобы приобрести именно тот товар, который необходим потребителю необходимо располагать не только информацией об изготовителе, но также и информацией о самих товарах.
Информация о товарах включает очень широкий перечень информации. Это сведения:
— об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
— в отношении продуктов питания — сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а для отдельных товаров также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
— цена в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита — его условия;
— гарантийный срок, если он установлен;
— правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
— срок службы или срок годности товаров (работ) для товаров, на которые он установлен;
— информация об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям, установленным Законом.
Это не исчерпывающий перечень информации о товарах, к тому же для отдельных видов товаров перечень таких сведений специфичен. Он определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (далее — Правила продажи). Так, например, применительно к лекарственным препаратам, информация о них должна содержать сведения о государственной регистрации лекарственного препарата с указанием номера и даты его государственной регистрации (за исключением лекарственных препаратов, изготовленных продавцом (аптечным учреждением) по рецептам врачей) (п. 71 Правил продажи), а на расфасованном продовольственном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика (п. 34 Правил продажи). Правилами продажи устанавливают обязательно предоставляемую потребителям информацию и для продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви, для технически сложных товаров бытового назначения, для парфюмерно-косметических товаров, для изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и других видов товаров.
Предоставление информации об изготовителе и о товарах — обязанность продавца. Причем такая информация должна быть полной, достоверной и своевременной. За нарушение этих требований ст. 12 Закона предусмотрена ответственность. Так, если продавец, не предоставил покупателю полной и достоверной информации о товаре, то он несет такую же ответственность перед покупателем, как и при обнаружении в товаре недостатков. Т. е. у потребителя в этом случае появляется право требовать:
— замены товара на товар этой же марки;
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— безвозмездного устранения недостатков выполненной работы и др.
Следует иметь ввиду, что отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных нужд потребителя-гражданина, в том числе договоров на осуществление расчетов по его поручению, оказание услуг по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей (в том числе денежных). В настоящее время судебная практика практически всегда рассматривает отношения гражданина-вкладчика и банка как отношения между потребителем и исполнителем услуг. Говоря о праве потребителей на информацию в этом контексте, стоит сказать и о правах вкладчиков -физических лиц, в частности о праве на информацию при изменении банками процентной ставки по вкладам. Изменять процентную ставку в одностороннем порядке банки могут только применительно к вкладам до востребования, если это не запрещено самим договором вклада. При этом, когда речь идет об изменении в сторону уменьшения процентной ставки, банки обязаны оповещать вкладчиков о таком изменении (п. 2 ст. 838 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Форма оповещения законодательно не регламентирована. Это могут быть объявления в средствах массовой информации либо в помещении банка, на его официальном сайте и т. д. Способы уведомления могут предусматриваться и в договоре банковского вклада.
Таким образом, одним из прав потребителей является право потребителей на информацию, которое предусматривается российским законодательством и за нарушение которого установлена ответственность.

Кандидат в члены Тамбовского регионального отделения
Общероссийской общественной организации
«Ассоциация юристов России»
Татьяна АНАНЬЕВА

 
« Пред.   След. »

Рейтинг@Mail.ru

© 2018 Моршанск