Письменные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации. Закон предусматривает, что граждане реализуют право на обращение свободно, по собственной инициативе. Каждый имеет право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, а также обращаться лично.
Сегодня установлено две формы обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления: письменная и устная. Выбор формы обращения в основном зависит от самого обращающегося лица. Закон не предусматривает какого-либо строгого перечня вопросов, подлежащих обязательному разрешению в той или иной форме. Вместе с тем, законом определены некоторые требования к обращениям граждан, от соблюдения которых непосредственно зависит разрешение самого вопроса. Особенно это относится к письменным обращениям граждан. Письменный порядок обращений граждан регламентирован ст. 7 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Содержание письменного обращения В первую очередь, в вводной части обращения указывается адресат (государственный орган, орган местного самоуправления или фамилия, имя, отчество должностного лица, которому подается обращение, и его должность). Далее гражданин указывает свою фамилию, имя, отчество. В вводной части указывается также адрес гражданина. Это необходимо для последующего направления гражданину ответа или уведомления о переадресации. Кроме того, в обращении могут быть указаны контактные телефоны гражданина. В основной части обращения излагается суть проблемы, с которой обращается гражданин, доводы, на которых основываются просьбы и предложения, а также сами просьбы и предложения. Обращение излагается гражданином в произвольной, им самим избранной форме. Завершая обращение, гражданин ставит свою подпись. Как правило, в скобках указывается расшифровка подписи. Также в конце обращения указывается дата его подачи. В подтверждение изложенных обстоятельств и требований гражданин может приложить к обращению копии любых документов и материалов или оригиналы документов. Желательно, чтобы в обращении о наличии таких документов или их копий свидетельствовал список приложений.
Способ подачи письменного обращения Письменные обращения можно подать несколькими способами. Так, одним из вариантов подачи письменного обращения является оставление его непосредственно в органе государственной власти (органе местного самоуправления). Как правило, в органах власти обращение оставляется в приемной, либо подается непосредственно должностному лицу. Закон предусматривает подачу письменного обращения на личном приеме в органе власти по существу другого или этого же вопроса. Письменные обращения необходимо подготовить в двух экземплярах, один из которых следует подать на рассмотрение, а другой оставить у себя. На втором экземпляре, который гражданин оставляет у себя, ставится подпись принявшего обращение лица (работника секретариата или канцелярии, должностного лица государственного органа или органа местного самоуправления), а также дата принятия обращения. Другим вариантом подачи письменного обращения является отправление его по почте заказным письмом с уведомлением. Вместе с этим необходимо подготовить опись вложения материалов (соответствующие бланки имеются в каждом почтовом отделении). После проверки описи вложенных материалов письменное заявление оставляется на почте, отделение которой должно будет отправить обращение обозначенному адресату. Подтверждением даты отправления письменного обращения в этом случае будет являться уведомление о доставке письма адресату. Отступление от указанных выше требований влечет для гражданина некоторые последствия. Так, если в письменном обращении не указана фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Исключение составляют обращения, содержащие информацию о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. Таким образом, предоставляя гражданину право самому определять форму обращения и его содержание, законодатель ориентирует его на то, что желательно сообщать как можно больше объективных сведений об излагаемых фактах, а также предоставить достоверную информацию о себе и по существу вопроса. Материал подготовлен в рамках выполнения государственного контракта на оказание услуг в рамках социального заказа области по правовому просвещению и правозащитной деятельности в Тамбовской области АНО «Юридический Центр «Гарант» Юрисконсульт АНО «Юридический Центр «Гарант» Кнац Ю. А |