▲ Наверх

Краткие новости

Если вы являетесь автором статей, или хотите им стать - пишите нам, мы готовы разместить ваши статьи на нашем сайте.
 

Главная arrow Справочники arrow Правовая информация arrow Система электронных дневников
Система электронных дневников Печать E-mail
09.05.2011 г.

В процессе модернизации системы образования одним из центральных является вопрос формирования инновационных механизмов её развития. Стоит заметить, что образование не единственная сфера общественной жизни, в которую сегодня широко внедряются механизмы информационных ресурсов. Так, ещё в конце 2009 года вышло Распоряжение Правительства РФ № 1993-р. Этот нормативный документ утверждает сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. В перечне сфер для таких услуг — образование, здравоохранение, социальная защита, жилищно-коммунальное хозяйство и иные. В качестве одной из электронных услуг образовательной сферы предусмотрено «предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости».

Впервые идею сделать школьный журнал и дневник ученика электронными в 2008 году на заседании президиума Госсовета озвучил президент России, который пояснил, что это нововведение будет способствовать развитию российского информационного общества. С этого момента ещё до принятия ряда нормативных актов о системе электронных дневников в школах нашей страны появилась практика опубликования сведений об учениках и их успеваемости на официальных сайтах учебных заведений. Однако размещение таких сведений в открытом доступе являлось прямым нарушением прав учащихся. Помимо оценок на таких сайтах часто размещали и личную информацию об учениках и родителях. Подобная практика напрямую противоречила требованиям Федерального закона РФ № 152-ФЗ «О персональных данных», и вскоре она была прекращена.

Стоит отметить, что за прошедшие годы система электронных дневников и журналов приобрела достаточно определённую форму и прошла путь практического применения в ряде регионов нашей страны. Однако этот вид электронной услуги вызвал множество противоречивых отзывов среди общественности, в особенности у педагогических работников.

В текущем году в нашу организацию поступило немало обращений граждан с вопросами правомерности введения в школах практики электронных дневников. Справедливости ради стоит отметить, что с подобными вопросами обращались не только учителя, осваивающие новые технологии образования, но и сами родители учеников.

Для начала разберёмся, что же представляет собой эта новая для российской системы электронная образовательная услуга. Итак, система электронных дневников представляет собой информационный ресурс, в котором ведётся электронный учёт успеваемости учеников. После подключения образовательного учреждения к этой системе, участники, которые имеют доступ к ней (учителя, ученики, родители) могут получить всю необходимую информацию, связанную с процессом обучения — отметки о посещаемости и оценки, последние новости школы и важные сообщения для родителей и учеников и т. д. Информация, содержащаяся в ресурсах системы, защищена законом, и её использование регулируется среди прочих нормативных актов также указанным выше Федеральным законом РФ «О персональных данных». Родителям и учащимся, желающим воспользоваться услугой, в обязательном порядке необходимо подписать соглашение об обработке персональных данных, после чего им выдаётся индивидуальный логин и пароль для входа в систему. При этом участники системы имеют доступ только к собственным данным, информация о других учениках им не доступна.

Кроме вопросов сохранности личной информации, родителей сегодняшних учеников волнуют вопросы организации образовательного процесса. Так, родители выражают обеспокоенность тем, что формат электронных дневников заменит бумажную форму, и возможность электронной отчётности сократит фактическое общение родителей с педагогами. По этому вопросу необходимо пояснить некоторые детали. Безусловно, уровень развития информационной системы в нашем регионе сегодня не отличается особенно высокими показателями. Так, далеко не для каждой семьи, а тем более семьи, проживающей в сельской местности, сеть «Интернет» является доступной возможностью. Однако стоит обратить внимание, что система электронных услуг не является заменой ныне существующим механизмам образовательного процесса. Распоряжение Правительства РФ N 1993-р лишь гарантирует предоставление услуг в электронном виде и не исключает необходимость ведения так называемых «бумажных дневников». Стоит заметить, что в целом, законодательство в сфере образования не претерпело изменений в отношении этого вопроса, поэтому родители, для которых электронный формат не является приемлемым, могут следить за образованием своих детей в традиционных для них формах. Таким образом, в отношении родителей и учеников сегодня законном предоставляется право выбора любой из форм образовательных услуг, а также их совмещения.

Однако наиболее существенным вопросом, возникающим в связи с введением рассматриваемой нами образовательной услуги, является обязанность учителя по ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости. Вопросы учителей связаны, прежде всего, с правомерностью вменения им руководством школ таких обязанностей. В отношении подобных вопросов отметим, что такая обязанность учителей, действительно, прямо предусмотрена федеральным законодательством. Так, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих содержит указание на должностную обязанность учителя по ведению электронных форм документации. А именно, в разделе II этого справочника отмечается, что учитель «осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)».

Обязательным этапом подготовки к внедрению электронных дневников и журналов успеваемости в образовательном учреждении является квалифицированная работа с педагогическим коллективом. Приказом Управления образования и науки Тамбовской области от 08.11.2010 № 3116 был установлен ряд мероприятий по организации работы внедрения инновационной системы. Так, ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» было поручено организовать методическое сопровождение и консультирование специалистов муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по внедрению электронных дневников и журналов успеваемости. Технологическое сопровождение работы указанным Приказом возложено на ТОГУ «Компьютерный центр». Кроме того, с конца 2010 года в курсы повышения квалификации, переподготовки педагогических и руководящих работников нашей области введена тема «Ведение электронных дневников и электронных журналов успеваемости».

Краеугольным камнем в процессе внедрения электронного документооборота для современных учителей стал вопрос дополнительной оплаты новых обязанностей. Ответ на вопрос оплаты сегодня однозначен — обязательных дополнительных выплат учителям, ведущим электронные дневники, действующее законодательство не предусматривает. При этом не исключается возможность премирования тех или иных должностных лиц, отвечающих за электронные дневники, из надтарифного фонда учебного заведения. Приказом руководителя учебного заведения возможно также установление определённой надбавки к заработной плате учителей, осуществляющих такую работу. Но этот вопрос также находится в ведении самих образовательных учреждений.

Таким образом, обязательные доплаты для работников, занятых ведением электронных дневников и журналов, не предусмотрены. Эта функция сегодня рассматривается в качестве одной из должностных обязанностей учителя по Квалификационному справочнику. При этом заметим, что в условиях информатизации нашего общества современного педагога, несомненно, должны отличать способности комплексного использования информационно-коммуникационных технологий, современных методик управления и воспитания. Таким образом, использование электронных ресурсов в работе современных учителей представляется эффективным и своевременным шагом в реализации Стратегии развития информационного общества нашей страны.

Подготовлено при поддержке Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

Юрисконсульт АНО «Юридический Центр «Гарант» Юлия Кнац

 
« Пред.   След. »

Рейтинг@Mail.ru

© 2018 Моршанск