▲ Наверх

Краткие новости

Если вы являетесь автором статей, или хотите им стать - пишите нам, мы готовы разместить ваши статьи на нашем сайте.
 

Главная arrow Справочники arrow Правовая информация arrow Обращение граждан в органы власти
Обращение граждан в органы власти Печать E-mail
01.07.2013 г.

Обращение граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления в письменной форме

В целях реализации своих конституционных прав гражданам повседневно приходится обращаться в государственные и муниципальные структуры. Например, для получения социальных пособий граждане обращаются в органы социальной защиты, для назначения пенсии — в территориальные органы пенсионного фонда, для защиты своих прав от посягательств третьих лиц — в органы прокуратуры, полицию и так далее. То есть граждане реализуют свои права опосредованно через уполномоченные на то органы. В связи с этим граждане должны быть грамотны и подкованы в правовой сфере, для того, чтобы правильно, емко и в тоже время локанично обратится в соответствующие органы с заявлением. В практической ситуации граждане чувствуют себя неуверенно, обращаясь в органы власти, в связи с их незнанием порядка обращения в соответствующие структуры.

Среди граждан наиболее проблематичным является обращение в органы власти в письменной форме. Так как именно при такой форме обращений существует достаточно много требований законодательства по его оформлению с целью принятия данного обращения к рассмотрению. При письменном обращении в органы власти достаточно часто интересуют граждан вопросы, касающиеся правил направления письменного обращения в органы государственной власти и органов местного самоуправления, сроков рассмотрения органами власти поступивших обращений от граждан.
Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — ФЗ) наиболее предметно описывает порядок обращения граждан в государственные и муниципальные органы власти, требования, предъявляемые к оформлению письменных обращений, а также сроков рассмотрения данных обращений. Наиболее распространенными видами обращений в органы власти являются заявление и жалоба. Их следует различать между собой, несмотря на то, что к ним предъявляются идентичные требования по оформлению, это все же два различных документа. Имеющиеся между ними различия заключаются в содержательной части каждого из этих документов. В статье 4 ФЗ под заявлением понимается просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод либо сообщение о нарушении законов. Например, в виде заявления будет оформляться просьба о назначении пенсии в территориальные органы Пенсионного фонда. Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав. Например, жалоба в трудовую инспекцию о восстановлении трудовых прав.
В статье 7 ФЗ указаны требования, предъявляемые к письменным (либо электронным) обращениям, а именно в обращении указываются обязательно:
1) наименование органа либо ФИО должностного лица;
2) ФИО обратившегося гражданина;
3) почтовый адрес обратившегося гражданина (либо адрес электронной почты);
4) изложение сути обращения, личная подпись и дата (при этом текст обращения не должен содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи и сам текст должен быть разборчиво написан);
5) приложение в виде документов и материалов либо их копии.
Следует обратить внимание, что нарушение вышеуказанных требований дает право органам власти не давать ответ на поступившее обращение (статья 11 ФЗ).
При письменном обращении в органы государственной власти или органы местного самоуправления важно зафиксировать факт такого обращения. Лучшим способом является почтовое отправление заказным письмом с уведомлением. Однако возможно обратиться с письменным обращением непосредственно в орган власти. В этом случае следует подготовить оригинал и копию обращения. Оригинал отдается в соответствующий орган власти, а на копии проставляется отметка о принятии, которая в последующем остается у обратившегося лица в качестве подтверждения обращения.
Довольно часто на практике возникают ситуации, когда гражданин обращается в одно учреждение, а ответ по существу поставленных вопросов в обращении дает другое учреждение. Это является вполне законным действием со стороны органов власти. Так в случае, если поступившее обращение содержит вопросы, не относящиеся к компетенции данного органа, то такое обращение направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган, в компетенцию которого входит рассмотрение данного обращения. Однако имеется запрет в направлении жалобы для рассмотрения в другой орган, чьи действия (бездействие) или решения обжалуются. Гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется о переадресации его обращения.
В целях упорядочения правил рассмотрения обращений граждан, вышеуказанный Федеральный закон устанавливает срок, в течение которого гражданину должен быть дан ответ на его письменное обращение. В соответствии со статьей 12 ФЗ срок рассмотрения обращений составляет не более 30 дней со дня регистрации письменного обращения. С учетом того, что обращение должно быть зарегистрировано в течении 3-х дней с момента его поступления в орган власти. Также следует помнить, что на негосударственные организации данный срок не распространяется. Это вытекает из статьи 1 Федерального закона. В данной статье четко сформулирована сфера применения Федерального закона. Так данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. При обращении граждан в негосударственные органы возможно установление разумного срока на рассмотрение поступившего обращения (например, 7 дней, 14 дней, 30 дней) применительно к различным ситуациям.
Таким образом, правильность письменного обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления способствует получению детального разъяснения по поступившему обращению со ссылками на нормы законодательства.

Подготовлено при поддержке
Тамбовского регионального отделения
Общероссийской общественной организации
«Ассоциация юристов России»
юрисконсульт АНО «Юридический Центр «Гарант»
Бибарова-Государева Марина

Подготовлено в рамках реализации социально значимого проекта
«Развитие бесплатной юридической помощи и правового просвещения
для граждан и некоммерческих организаций в Тамбовской области»

 
« Пред.   След. »

Рейтинг@Mail.ru

© 2018 Моршанск