Так смарт специально для его и был разработан. Это такая типа таблица, в которой с завода записаны критические данные опредленных параметров. Во время работы они понемногу ухудшаются, и текущее значение заносится в ячейку. Как тока один из смарт параметров переваливает через критическое значение, биос при загрузке (ежели SMART=Enable) грит винт по смарт параметрам - пипец, нажмите F1, если хотите с ним дальше работать. До этого времени проги читающие смарт, измеряют среднюю скорость ухудшения параметров. И на основании этого расчитывают примерную дату смерти.
А теперь как сыпятся винты. Я наверно удивлю, но любой винт начинает сыпаться еще на заводе. Поэтому на блинах размещена так называемая резервная зона. Она невидима для пользователя, ПО, системы и доступна только контроллеру самого винта. Так вот в винте встроен алгоритм замещения сбойных секторов, т.е. адрес сбойного сектора присваивается сектору резервной зоны, а доступ к сбойному сектору блокируется. Для пользователя это совершенно не заметно, размер остается прежним. Но если сбойных секторов становится много, увеличивается среднее время доступа, и его контролирует SMART. Кроме того, SMART следит за количеством замещенных секторов, и заранее оповещает о том, что резервная область вот вот канчится и БЭДы станут явными. Кстати самым надежным винтом по качеству блинов до сих пор остается Fudjitsu MPG. Эти винты единственные шли без сбойных секторов с завода. И очень много так и не имели ни одной дырки за всю службу. Я недавно отдал такую 20-ку, ни одного физического повреждения. А самый херовый в этом отношении самсунг. Количество замещенных секторов в нем компенсируется размерами резервной зоны. Она самая большая