▲ Наверх

Краткие новости

Если вы являетесь автором статей, или хотите им стать - пишите нам, мы готовы разместить ваши статьи на нашем сайте.
 

Монетизация льгот Печать E-mail
02.02.2011 г.

Под монетизацией льгот понимают замену натуральных льгот денежными компенсациями. Практика монетизации широко известна в отечественной истории и всегда сопровождалась резонансом со стороны общественности. Так, например, к монетизации льгот историки традиционно относят процесс ликвидации трудодней в колхозах, который имел место в СССР спустя несколько лет после Второй мировой войны. Но, конечно, наиболее актуальным для современной России является пример монетизации, проведённой правительством в 2005 г.

Стоит отметить, что сама система льгот возникла в советское время, когда действовал механизм социальных гарантий, характерный для государственной экономики. В 1980–1990-е годы количество льгот было расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и дефицита государственного бюджета.
В данный период льготы приобрели наибольшую актуальность, поскольку в бюджете не хватало средств на выплату заработной платы, труд нередко оплачивался произведённой продукцией, задерживались выплаты пенсий и пособий. Однако, как замечают специалисты, многие льготы фактически не были предоставлены, что отчасти было обусловлено возникновением коррупции в системе обеспечения граждан льготных категорий. Особенно это относилось к медицинскому и транспортному льготному обеспечению.
Кроме того, в результате использования данной системы льгот создавалось неравное положение для граждан льготных категорий, проживающих в сельской местности, где в полной мере они не могли воспользоваться некоторыми льготами, в отличие от жителей городов. Причины в упадке социальной инфраструктуры, транспортных путей сообщений стали приходить в упадок, поскольку материальных ресурсов для их воспроизводства и развития не хватало.
В результате проведённой в 2005 г. монетизации денежными компенсациями были заменены три вида льгот — транспорт, лекарства и санаторно-курортное лечение. В основе реформы лежал Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, более известный как «Закон о монетизации льгот». При этом практическое воплощение монетизации льгот в жизнь с января 2005 года вызвало широкомасштабные акции протеста практически по всей стране.
Специалисты юридической науки (В. В. Андрощук, А. Н. Козырин и др.) во многом связывают негативный отклик общественности с отсутствием эффективного механизма реализации Федерального закона № 122, в частности, неподготовленностью соответствующих государственных органов к своевременному и полному обеспечению всех категорий получателей социальных льгот компенсационными выплатами.
В 2010 году уже знакомая россиянам реформа была проведена в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Так, в конце 2010 г. завершился поэтапный переход от натуральных форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг к их денежному возмещению.
Согласно монетизации льгот в сфере ЖКХ, граждане, которые имеют право на меры социальной поддержки, оплачивают расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в полном объёме, а взамен предоставляемых ранее льгот получают эквивалентную денежную компенсацию.
Процесс замены формы предоставления льгот по ЖКХ в 2010 г. вызвал меньший отклик общественности, по сравнению с 2005 г., однако и в данном случае не обошлось без ряда вопросов со стороны льготных категорий населения.
С учётом ряда факторов, имеющих место в том или ином регионе нашей страны, монетизация проходила не централизованно во всей федерации, а территориально — в каждом из регионов по мере подготовки социально-экономической сферы.
В связи с большой организационной работой (необходимостью сбора заявлений, проверки прав на льготы, корректного начисления сумм льгот) ряд регионов отложил полный переход к выплате компенсаций по оплате услуг ЖКХ до конца 2010 года.
В Тамбовской области данный процесс завершился в ноябре 2010 г. Нормативной основой монетизации льгот по услугам ЖКХ в Тамбовском регионе является Постановление администрации Тамбовской области от 30.06.2010 № 775 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, твёрдое топливо и вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов отдельным категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области».
Использование новой формы предоставления льгот вызвало нарекания со стороны жителей региона. Граждане были недовольны ситуацией, когда сначала нужно полностью оплатить счёт за жилищно-коммунальные услуги и только потом получить компенсацию. По официальным заявлениям должностных лиц органов государственной власти области, в общественные приёмные и на официальный сайт губернатора области поступали многочисленные жалобы на вводимую систему предоставления льгот. Только в нашу организацию поступило более 10 обращений граждан с подобными вопросами.
В конце 2010 г. года порядок предоставления льгот был пересмотрен специально созданной комиссией, которой было поручено выработать механизм упреждающих выплат. В результате данной работы было принято Постановление Администрации Тамбовской области от 24.12.2010 г. № 1541, которое внесло изменение в утверждённый ранее порядок предоставления компенсационных выплат за услуги ЖКХ.
Согласно данному постановлению, с января 2011 г. гражданам больше не придётся ждать компенсации только после внесения суммы платежа, они будут получать компенсационные выплаты на сберкнижку или по почте авансом. В начале года, учитывая большое число праздничных дней, денежные средства гражданам, имеющим льготы, поступят до 20 января. А с февраля — до 7 числа каждого месяца, с расчётом на то, чтобы граждане смогли оплатить услуги ЖКХ, как и положено — до 10-го числа.
Таким образом, к настоящему времени монетизацию льгот в Тамбовской области можно считать завершённой. Организованные администрацией области телефоны горячей линии и широкое освещение в СМИ порядка предоставления выплат способствовало разрешению ряда актуальных для населения вопросов. При этом многие из этих вопросов были обусловлены не только неудобным для льготников механизмом получения выплат, но и непониманием самого принципа монетизации льгот. Вместе с тем, ежемесячная денежная компенсация, предоставляемая, в том числе и на оплату жилищно-коммунальных услуг, — это не отмена мер социальной поддержки, а равноценный перевод их в другую (денежную) форму.

Подготовлено при поддержке Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

Юрисконсульт АНО «Юридический Центр «Гарант» Юлия Кнац

 
« Пред.   След. »

Рейтинг@Mail.ru

© 2024 Моршанск